ОБЩАЯ ЧАСТЬ На ЧЕТВЕРТОЙ СТУПЕНЬКЕ ОБУЧЕНИЯ дети в игровой форме осваивают новую для них технику чтения: они учатся прочитывать каждый слог, каким бы большим он не был, целиком, не дробя его на склады. Для того чтобы помочь детям освоить такую технику чтения, я разделил условно все слоги русского языка на четыре основных типа, не считая уже освоенных, тех, что совпадают со складами: БА, СИ, А, И, ЛЮ и т.п.Слоги первого типа, согласно этой классификации, начинаются с согласной с последующей гласной (или с одной гласной), т.е. с того, что мы называли складом, и замыкаются отдельной согласной. Это сын, царь, ум, а также тух в слове пе тух, ар и буз в слове ар буз и тому подобные закрытые слоги. Здесь и далее отдельные согласные подчеркнуты. Перечни слов со слогами первого типа даны в таблицах 1, 2, 3, 4, 5 Приложения.
Слоги второго типа, наоборот, начинаются с отдельной согласной, за которой следует согласная с последующей гласной (или гласная), т.е. то, что мы называли складом. Это два, три, львы, а также шко в слове школа, пье в слове пьеса и т.п. Перечни слов со слогами второго типа даны в таблице 7, 8, 9 Приложения.Слоги третьего типа и начинаются и заканчиваются отдельной согласной, а склад, состоящий из согласной с последующей гласной, находится в середине слога. Это хлеб, слон, а также блюд в слове блюдце, трам в слове трамвай и т.п. Перечни слов со слогами третьего типа даны в таблице 10, 11 Приложения.
Слоги четвертого типа содержат сдвоенные и строенные согласные. Это гвоздь, взгляд, а также нистр в слове министр, скульп в слове скульп тор и т.п. Перечни слов со слогами четвертого типа даны в таблице 12 Приложения.
Эта классификация не является общепринятой, а используется пока лишь в моей методике для того, чтобы предложить наиболее легкую для детей последовательность освоения слитного прочтения слогов.
На протяжении двенадцати уроков этой ступени дети поочередно осваивают слитное прочтение этих четырех типов слогов в составе слов, усложняющихся от урока к уроку. Для облегчения этой задачи слоги пока разделены пробелами. В результате дети приобретают навык видеть и произносить целиком слоги в любых словах, а односложные слова, даже такие, как шерсть, взгляд, читают целиком.
На уроках ЧЕТВЕРТОЙ СТУПЕНЬКИ ОБУЧЕНИЯ дети по-прежнему не сидят. Они читают, стоя у стола, а через каждые пять слов отходят в сторонку, чтобы попрыгать.
ссылка на весь документ в формате PDF в конце которого расположены таблицы для распечатывания текстов чтения по слогам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий