На четвертом уроке к играм могут присоединиться дети, которые при тестировании на уроке №1 сумели сказать сразу, не подсчитывая, что в коробочке четыре кубика. Если таких детей окажется много, желательно разбить их на группы по три ребенка. Играйте с детьми поочередно.
1. Игра «Приставляем цифры к кубикам» с пятью кубиками.
Положите на стол пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Поставьте на стол
коробочку и вложите в нее четыре кубика. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «четыре», попросите его положить рядом с коробочкой цифру 4 (цифры 1, 2, 3 и 4 он уже знает). Добавьте в коробочку пятый кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже пять кубиков, покажите ему и назовите цифру 5 и попросите убрать от коробочки цифру 4, а на ее место положить цифру 5. Затем ставьте в коробочку поочередно различное количество кубиков в пределах пяти, всякий раз спрашивая, сколько кубиков в коробочке и прося приставлять к коробочке соответствующую цифру. Повторите эту игру
несколько раз. Ребенок легко запомнит, как выглядят пять кубиков, ведь пять кубиков – это полная коробочка, и скоро начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифру 5 и теперь будет знать уже цифры 1, 2, 3, 4, 5 и придвигать к коробочке цифру, соответствующую установленному в ней количеству кубиков.
2. Игра «Гномики в домике» с пятью кубиками.
Играйте так же, как и на предыдущих уроках, но на этот раз гномики будут приходить в домик и уходить из него и по одному, и по два, и по три, и по четыре. Начинайте игру с открытой коробочкой, а потом делайте крышу, накрывая коробочку ладонью.
Представление об этой игре можно получить, посмотрев ее на видео-
файле 057; правда, там использовалась широкая коробочка на 10 клеток.
Если при накрытой коробочке ребенку еще сложно догадаться, сколько
всего гномиков окажется в домике после того, как добавятся еще несколько, поставьте эти добавляемые кубики рядом с накрытой коробочкой. Так ему легче будет это сообразить. А если при накрытой коробочке ему сложно догадаться, сколько гномиков останется в домике после того, как несколько уйдут, достаньте эти несколько кубиков из коробочки так, чтобы не было видно, сколько в коробочке еще осталось кубиков, и поставьте их рядом с коробочкой. Например, вы сказали, что в коробочке было пять гномиков, а ушли три.
Ребенок хорошо помнит, как выглядят пять кубиков, и, взглянув на три кубика, которые вы достали из-под ладони и поставили рядом, без всяких разъяснений догадается, что под крышей в домике осталось два. Проиграйте с каждым ребенком все возможные варианты сложения и вычитания в пределах пяти. Чередуйте вопросы на сложение большего числа с меньшим с вопросами на сложение меньшего числа с большим; это поможет ребенку постепенно догадаться, что порядок слагаемых не изменяет сумму. Каждый раз после ответа ребенка убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубики и убеждаться в правильности своего ответа (убирать всегда нужно последние кубики, считая их слева направо от ребенка).
3. Игра «Сколько пустых клеточек?» с пятью кубиками.
Ставьте в коробочку попеременно разное количество кубиков и спраши-
вайте ребенка, сколько в коробочке кубиков. А после ответа быстро закрывайте коробочку ладонью и спрашивайте: «А сколько пустых клеточек осталось?» Когда показываете кубики, пустые клетки прикрывайте пальцем.
Игры 2 и 3 можно совмещать. Например, после того, как ребенок на вопрос «сколько пустых клеточек осталось?» ответит: «Три», можно спросить его: «А если к двум гномикам придут еще три, сколько гномиков окажется в
домике?» И сразу после ответа на этот вопрос можно задать вопрос на вычитание: «А если в домике находятся пять гномиков, а три уйдут, сколько останется?»
4. Игра «Прятки» с пятью кубиками.
Достаньте кубики из коробочки, поставьте их на столе в ряд так, как они
стояли в ней, а коробочку переверните, чтобы не было видно клеточек. Скажите ребенку, что гномики пошли гулять, домик закрыли, а сейчас они будут играть с ним в прятки. Напомните ребенку, что на столе стоят пять гномиков, накройте их ладонями, а затем играйте так, как на уроке №3 играли с четырьмя кубиками. Проиграйте все варианты состава числа 5 (см. видео-файл 058).
Перед каждым следующим вопросом заново выстраивайте кубики в ряд и называйте их общее количество.
5. Игра в «Карты» с цифрами 1, 2, 3, 4 и 5.
Бросайте ребенку вразброс карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Если назвал
правильно – выиграл, если ошибся, – вы называете цифру правильно, забираете ее себе, а через один ход опять даете ее ребенку. Когда выиграет все, попросите его сложить цифры в столбик по порядку.
6. Игра «Тук-тук-тук» в пределах четырех .
Скажите детям, что сейчас вы будете играть с ними в «Тук-тук-тук». По-
стучите два раза по столу ногтем или концом ручки так, чтобы детям не было видно, как вы это делаете (можно стучать по столешнице снизу). Спросите кого-нибудь из детей, сколько раз вы постучали. Ответ, скорее всего, будет правильный. Следующему ребенку постучите, не торопясь, уже четыре раза. Если он не сможет правильно сосчитать постукивания, попросите кого-нибудь ему помочь. Третьему ребенку постучите три раза. Повторите эту игру в пределах четырех еще дважды со всеми детьми, всякий раз задавая каждому ребенку другое число постукиваний.
Играйте в игры 1, 2, 3, 4, 5, 6 поочередно со всеми детьми в группе. Напомните родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.
1. Игра «Приставляем цифры к кубикам» с пятью кубиками.
Положите на стол пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Поставьте на стол
коробочку и вложите в нее четыре кубика. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «четыре», попросите его положить рядом с коробочкой цифру 4 (цифры 1, 2, 3 и 4 он уже знает). Добавьте в коробочку пятый кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже пять кубиков, покажите ему и назовите цифру 5 и попросите убрать от коробочки цифру 4, а на ее место положить цифру 5. Затем ставьте в коробочку поочередно различное количество кубиков в пределах пяти, всякий раз спрашивая, сколько кубиков в коробочке и прося приставлять к коробочке соответствующую цифру. Повторите эту игру
несколько раз. Ребенок легко запомнит, как выглядят пять кубиков, ведь пять кубиков – это полная коробочка, и скоро начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифру 5 и теперь будет знать уже цифры 1, 2, 3, 4, 5 и придвигать к коробочке цифру, соответствующую установленному в ней количеству кубиков.
2. Игра «Гномики в домике» с пятью кубиками.
Играйте так же, как и на предыдущих уроках, но на этот раз гномики будут приходить в домик и уходить из него и по одному, и по два, и по три, и по четыре. Начинайте игру с открытой коробочкой, а потом делайте крышу, накрывая коробочку ладонью.
Представление об этой игре можно получить, посмотрев ее на видео-
файле 057; правда, там использовалась широкая коробочка на 10 клеток.
Если при накрытой коробочке ребенку еще сложно догадаться, сколько
всего гномиков окажется в домике после того, как добавятся еще несколько, поставьте эти добавляемые кубики рядом с накрытой коробочкой. Так ему легче будет это сообразить. А если при накрытой коробочке ему сложно догадаться, сколько гномиков останется в домике после того, как несколько уйдут, достаньте эти несколько кубиков из коробочки так, чтобы не было видно, сколько в коробочке еще осталось кубиков, и поставьте их рядом с коробочкой. Например, вы сказали, что в коробочке было пять гномиков, а ушли три.
Ребенок хорошо помнит, как выглядят пять кубиков, и, взглянув на три кубика, которые вы достали из-под ладони и поставили рядом, без всяких разъяснений догадается, что под крышей в домике осталось два. Проиграйте с каждым ребенком все возможные варианты сложения и вычитания в пределах пяти. Чередуйте вопросы на сложение большего числа с меньшим с вопросами на сложение меньшего числа с большим; это поможет ребенку постепенно догадаться, что порядок слагаемых не изменяет сумму. Каждый раз после ответа ребенка убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубики и убеждаться в правильности своего ответа (убирать всегда нужно последние кубики, считая их слева направо от ребенка).
3. Игра «Сколько пустых клеточек?» с пятью кубиками.
Ставьте в коробочку попеременно разное количество кубиков и спраши-
вайте ребенка, сколько в коробочке кубиков. А после ответа быстро закрывайте коробочку ладонью и спрашивайте: «А сколько пустых клеточек осталось?» Когда показываете кубики, пустые клетки прикрывайте пальцем.
Игры 2 и 3 можно совмещать. Например, после того, как ребенок на вопрос «сколько пустых клеточек осталось?» ответит: «Три», можно спросить его: «А если к двум гномикам придут еще три, сколько гномиков окажется в
домике?» И сразу после ответа на этот вопрос можно задать вопрос на вычитание: «А если в домике находятся пять гномиков, а три уйдут, сколько останется?»
4. Игра «Прятки» с пятью кубиками.
Достаньте кубики из коробочки, поставьте их на столе в ряд так, как они
стояли в ней, а коробочку переверните, чтобы не было видно клеточек. Скажите ребенку, что гномики пошли гулять, домик закрыли, а сейчас они будут играть с ним в прятки. Напомните ребенку, что на столе стоят пять гномиков, накройте их ладонями, а затем играйте так, как на уроке №3 играли с четырьмя кубиками. Проиграйте все варианты состава числа 5 (см. видео-файл 058).
Перед каждым следующим вопросом заново выстраивайте кубики в ряд и называйте их общее количество.
5. Игра в «Карты» с цифрами 1, 2, 3, 4 и 5.
Бросайте ребенку вразброс карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Если назвал
правильно – выиграл, если ошибся, – вы называете цифру правильно, забираете ее себе, а через один ход опять даете ее ребенку. Когда выиграет все, попросите его сложить цифры в столбик по порядку.
6. Игра «Тук-тук-тук» в пределах четырех .
Скажите детям, что сейчас вы будете играть с ними в «Тук-тук-тук». По-
стучите два раза по столу ногтем или концом ручки так, чтобы детям не было видно, как вы это делаете (можно стучать по столешнице снизу). Спросите кого-нибудь из детей, сколько раз вы постучали. Ответ, скорее всего, будет правильный. Следующему ребенку постучите, не торопясь, уже четыре раза. Если он не сможет правильно сосчитать постукивания, попросите кого-нибудь ему помочь. Третьему ребенку постучите три раза. Повторите эту игру в пределах четырех еще дважды со всеми детьми, всякий раз задавая каждому ребенку другое число постукиваний.
Играйте в игры 1, 2, 3, 4, 5, 6 поочередно со всеми детьми в группе. Напомните родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий